• Добро пожаловать в музей истории УлГУ!
    В нашем музее вы можете не только проследить историю развития университета, но и ознакомиться с различными выставками, прослушать лекции по мировой художествен- ной культуре, а также встретиться с деятелями культуры и искусства. Музей не стоит на месте, поэтому следите за новостями нашего сайта и заходите к нам почаще.

Работы выполнены студентами 3 курса специальности «Дизайн среды» факультета культуры и искусства УлГУ
Руководитель: член союза архитекторов России Семенова Т.А.

С первого сентября 2003 года в музее истории УлГУ работает выставка проектов нового здания Троицкого собора, подготовленных студентами-дизайнерами факультета культуры и искусства, специальности «Дизайн среды». Научным руководителем начинающих архитекторов является член союза архитекторов России Семенова Т.А.

Уже на протяжении многих лет в нашем городе муссируется идея восстановления главного кафедрального собора Симбирска — Троицкого собора, возведенного в середине XIX века по проекту архитектора Коринфского в честь победы русского оружия в войне 1812 года. Несомненно, наш город нуждается в главном соборе, но возникают вопросы.

Прежде всего, где возводить новый храм? На пережнем месте (ныне площадь Ленина, которая носит определенный сложившийся архитектурный облик) или имеет смысл выбрать новое место для храма? И каким он должен быть по архитектурному решению: повторением старого проекта XIX века или новым инновационным решением? Тщательно изучив чертежи и документацию, студенты пришли к выводу, что воссоздать здание в первоначальном варианте не представляется возможным. Уже в середине XIX столетия храм не вмещал всех прихожан. Недостатком сооружения являлось отсутствие системы коммуникаций: не было канализации, электрического освещения, системы отопления. Поэтому студенты и не стремились воссоздать облик разрушенного храма, а представили свое новое виденье Троицкого собора, соблюдая в то же время все каноны строительства православного храма.

В экспозиции представлены шесть работ, это готовые к воплощению архитектурные проекты.

[10K] нажмите чтобы увеличить [142K]

«Отражение небесного в земном».

Автор: Сысоев Эрнест

Данный проект предполагает возведение храма из стекла, хрусталя и зеркал, который оборудован системой линз, собирающих в дневное время солнечный свет, и системой подсветок, освещающих храм ночью изнутри. Основная идея архитектурного решения: «Творец мира невидим, как наши мысли и чувства, но его можно познать».

Техника изготовления паникадила — хрусталь, стекло. Оно делится на четыре уровня: первый — центральный — пьета «Снятие с креста» Микеланджело. Второй — преклоняющиеся ангелы со свечами на облаках. Третий — двенадцать апостолов со свечами. И четвертый, нижний -растительный орнамент. Четыре огромных фигуры на стилобате (две мужских, и две женских) возносят к небу чаши. В каждой чаше находятся три женских фигурки, держащих на плечах свечу. В свече встроен искусственный источник света. В ночное время создается ощущение горящей свечи. Яркие оранжевые блики от свечи играют во всех зеркальных и стеклянных поверхностях храма.

Иконостас выполнен из хрусталя. Царские врата с хрустальным растительным орнаментом. Центр иконостаса — башня, которую завершает купол из пластин. Под углом к куполу расположена скульптура «Распятие». В центре иконостаса — башня с двумя иконами — голограммами, обрамленными хрустальным орнаментом. В стенке иконостаса встроено дополнительное освещение. Под хрустальными изделиями располагаются небольшие зеркала для б?льшего эффекта игры света.

Собор представляет собой зеркально-хрустальный мир, огромное сооружение, парящее в облаках. Поднимаясь по главной лестнице, проходя сквозь высокую колоннаду с ангелами вверху, человек попадает под первый (32 метра в диаметре) зеркальный купол. В центре купола располагается фигурная композиция из парящих хрустальных голубей. Солнечный свет в дневное время и яркие свечи после захода солнца создают игру света за счет множества граней, отражающихся в зеркалах. У двух находящихся на лестнице колонн, держащих купол, расположились на пьедестале фигуры молящихся людей из стекла. На вершине купола парит фигура Христа из хрусталя. На углах храма, на мраморных вазах стоят фигуры ангелов. Зал перекрыт центральным куполом с фонариком и четырьмя маленькими куполами. Около куполов сидят четыре фигуры:

  • просящий прощения грешник,
  • кающаяся женщина,
  • женщина, стыдящаяся, боящаяся открыться перед Богом,
  • человек, обращающийся к Богу.

Раскрывшиеся лепестки гипара спускаются к изящным звонницам. В их зеркальной поверхности отражается небо, приближая его к земле (внутрь храма через них свет не проходит). Боковые окна лепестков закрыты затемненными стеклами. Через расписанные двери можно попасть во внутреннее убранство храма, в мир Единства:

«В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую, как море,
Что не вместят земные берега.»

[15K] нажмите чтобы увеличить [151K]

«Новому времени — новые храмы».

Автор: Шароухов Игорь.

Троицкий собор в проекте студента представляет собой здание с высоким шпилем и золотыми маковками. Интерьеры собора представлены большим подкупольным пространством, с пятиарочным иконостасом перед алтарем. В куполе центральной части сделан проем в виде креста, и из него льется свет, падая на пол и создавая проекцию распятия. Троицу символизирует три элемента духовного огня в виде спирально закрученных трех стоек с общим центром. Они же являются элементом крепления маковки с крестом-распятьем. В основе проекта лежит идея: «Храм — глаз Божий на земле, духовный огонь в глазах людей». Это единственный из представленных проектов, в котором новый храм прекрасно вписывается в исторически сложившийся современный архитектурный ландшафт центральной части города (Венец).

[9K] нажмите чтобы увеличить [197K]

«Храму быть»

Автор: Лютый Артем.

На Волжской горе на двухэтажном стилобате стоит огромное здание 58 метров в высоту с семью куполами. Огромный лестничный марш с атлантами, держащими арки разной высоты, имитирует портал. Стены собора украшены изображениями ликов «местных» святых, гербов и декоративной мозаикой. Купол украшен скульптурной группой, где грешники ползут вверх к распятию, пытаясь своей серой массой покрыть золото купола. Интерьер собора сохраняет каноны православного храма. Многогранные колонны, многочисленные ниши, арки, скульптуры, полукруглый потолок парят и устремляются вместе с взглядом в сферу купола. Стены украшены росписями и мозаикой, декором, заполненным иконами. Храм Святой Троицы в этом проекте — «Вечное стремление человека к Богу».

[13K] нажмите чтобы увеличить [188K] Автор: Малышев Евгений.

В данном проекте Троицкий собор отдаленно напоминает мусульманскую мечеть. Здесь используется древнейшая в русском зодчестве шатровая архитектурная система. Возможно, автор не случайно обратился к такому типу храмовой архитектуры. Троицкий храм является единственным в православии собором, который могли посещать как мусульмане, так и иудеи, потому что праздник Троицы почитали и те, и другие. Поволжье является многонациональным регионом, поэтому такой проект кафедрального собора устраивает приверженцев многих конфессий.

[8K] нажмите чтобы увеличить [165K]

«Храм — каменный цветок».

Исполнитель: Иванова Александра.

Данный проект Троицкого собора представлен в виде цветка, цветочные мотивы использованы и в декоре храма. В частности, используется техника витража, крест по своему дизайнерскому решению тоже напоминает цветок. Особый интерес представляет использование необычной для храмовой архитектуры палитры. Так как технология изготовления красителя такого приглушенного сиреневого цвета была необычайно дорога (капля красителя стоила целого поместья), то он не применялся при строительстве соборов, хотя и встречался в православной иконописи. На настоящий момент рост технологий позволяет изготовить такую краску в необходимых объемах. Основная идея этого проекта: «Храм — символ вечной красоты, воплощенной в камень».

[11K] нажмите чтобы увеличить [239K]

«Храм ковчег».

Автор: Сагдутдинова Резида.

Необычным представляется проект Троицкого собора в виде ковчега. Архитектурный облик храма несет в себе некоторые конструктивные элементы, напоминающие по форме детали корабля: паруса, мачты, корабельный штурвал. По задумке автора, храм располагается на волжском берегу, и его стилобат выполняет также функцию опоры волжского склона. Проект храмового комплекса предусматривает наличие небольшой часовни, расположенной под землей, в которой бы проходили повседневные литургии. В дореволюционный период корабельные церкви достаточно часто встречались в православном мире. Идея проекта: «Храм — это корабль, в котором можно укрыться от житейских бурь и штормов».

Добавить комментарий