• Добро пожаловать в музей истории УлГУ!
    В нашем музее вы можете не только проследить историю развития университета, но и ознакомиться с различными выставками, прослушать лекции по мировой художествен- ной культуре, а также встретиться с деятелями культуры и искусства. Музей не стоит на месте, поэтому следите за новостями нашего сайта и заходите к нам почаще.

Выставка картин заслуженной художницы России Надежды Ливчак

Надежда Федоровна Ливчак – дочь известного русского архитектора, по проекту которого построено здание административного корпуса УлГУ по ул.Л.Толстого, 42. Зал заседаний (аудитория 42) является единственным сохранившимся в России образцом интерьера российской ветви модерна начала XX века .

Федор Осипович (Иосифович) Ливчак (1839 – 1914) – выдающийся архитектор, известный не только в городе Симбирске; по его проекту построены в русском стиле красивейшие здания в Тамбове, Курске, Кишиневе, Нижнем Новгороде, Оренбурге. В нашем городе Ф.О.Ливчаком построено более 40 зданий различного назначения, отмеченных чертами стиля модерн. Среди них: Симбирское отделение Дворянского земельного Крестьянского поземельного банков (УлГУ, ул.Л.Толстого, 42), доходные дома княгини Е.Н.Ухтомской (ул.Л.Толстого, 38, 40), здание школы огнестойкого строительства – первого в среднем Поволжье специализированного строительного учебного заведения (Облтубдиспансер, ул.Кирова,4), собственный дом – ателье (ул.Л.Толстого,16). Эти прекрасные творения радуют нас и сегодня.

В музее истории УлГУ была организована выставка, посвященная творчеству Надежды Федоровны Ливчак.

Н. Ф. Ливчак с детства приобщилась к миру искусства. В 1918 году после смерти отца, пятнадцатилетняя девушка осталась старшей в семье с пятью детьми. Получив среднее образование, поступает в художественную студию, сначала во Владикавказе, потом в Москве. В конце 20-х годов Ливчак живет в Горьком, где муж работает инженером на строительстве автозавода. По возвращении в Москву, в 1930 году Надежда Федоровна преподаёт в общеобразовательной школе рисунок и посещает студию художника И. Рерберга. С этого времени начинается многолетняя педагогическая деятельность: в Центральном доме художественного воспитания детей (с 1946 года — институт художественного воспитания при Академии педагогических наук), в художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина. В 1938 году арестован муж, осужден по 58 статье (умер в заключении в 1950 году). Страшные 12 лет наполнены ночной работой, воспитанием сына, борьбой за невинного человека и конечно целеустремленной учебой: на заочных курсах живописи и рисунка Всесоюзного дома Народного творчества (1936—1939 г.г.), на Отделении повышения квалификации художников при институте им. В. И. Сурикова (1938—1940 г.г.) у В. Н. Бакшеева, на Высшем педагогическом отделении училища им. М. И. Калинина (1953—1955 г.г.).

Только в 1958 году появилась возможность для серьезного занятия живописью. Пусть комната полутемная, нет средств на модель, но на выставке педагогов в ЦДРИ в 1959 году работа художницы отмечена председателем правления МОСХ Е. Ф. Белашовой. Надежду Федоровну принимают в Союз художников. В 1961 году она едет на Академическую дачу, где впервые работает над большим холстом. За ее работой с интересом наблюдает Виктор Попков, участник той же группы. Возникают интересные разговоры, В. Попков захотел посетить ее мастерскую. Она признается, что мастерской нет, стыдно просить из-за возраста. «Будет у вас мастерская», — сказал Попков. И действительно всего через год она получила мастерскую. В. Попков своими советами и трогательной товарищеской заботой поддержал в Надежде Федоровне веру в свои силы.

Ее работы близки молодым «шестидесятникам», а не художникам ее поколения. В ее образном и пластическом мышлении нет ничего устаревшего, архаического. Для нее важны социальная содержательность и интерес к традициям живописной культуры начала века. Правда истории, искренность человеческого чувства, интерес к жизни конкретного современного человека близки художнице.

Диапазон творческих устремлений Н. Ф. Ливчак широк. В 70-е годы она работает в пейзаже, в натюрморте, с обнаженной натурой и в портрете.

Древнерусская монументальная живопись и стихия народного искусства – вот главные и постоянные источники вдохновения художницы. Вся жизнь Надежды Федоровны была примером служения искусству, её творчество продолжает радовать нас и сегодня.


«А.Д.Сахаров». 1989-1890

«Купальщица. Лето». 1972

«Обнаженная». 1980


«Пасха». 1988

«Золотистый натюрморт». 1984

«Ткачиха». 1971


«Академик Лаврентьев». 1967

«У озера». 1985

«Вешает бельё». 1976


«Декабрист».1985

«Натюрморт в мастерской». 1985

Добавить комментарий